Анализ методической работы за 2015-2016 уч.год
Методическая деятельность ДДТ - это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования.
Методическая работа была направлена, прежде всего, на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДДТ в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Целью работы методиста - организация методического сопровождения эффективной деятельности педагогических сотрудников ДДТ, оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в определении содержания, форм, средств и методов обучения.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития дополнительного образования.
2. Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов.
3. Оказание методической помощи педагогам в разработке, апробации и реализации образовательных программ, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса.
4. Оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.
5. Выявление, обобщение и распространение опыта педагогической работы.
Методическая работа осуществлялась по 4 направлениям:
1. Диагностико-аналитическая деятельность:
Оказывалась помощь администрации и педагогам в разработке нормативной
документации, в т.ч. образовательных программ дополнительного образования детей, подготовке информационных материалов, отчетов.
Изучался уровень профессиональной подготовки педагогов, профессиональные потребности педагогического коллектива, осуществлялся мониторинг их деятельности, разрабатывались методические материалы, положения о проведении конкурсов, сценарии массовых мероприятий различного уровня.
Педагогами проводились открытые занятия в творческих объединениях. Анализ качества посещенных занятий показал, что в основном педагоги оптимально сочетают фронтальную и индивидуальную формы работы, организуют коллективные формы сотрудничества: парные и групповые.
Многие используют элементы проблемного, коммуникативного, индивидуализирующего, развивающего обучения. На большинстве занятий изложение материала и творческие работы характеризуется яркостью, образностью, используется жизненный опыт учащихся. Преимущественный характер учебной деятельности репродуктивный, конструктивный, творческий. Можно выделить ряд общих проблем:
• Неиспользование на занятиях новых форм учебной деятельности:
самоанализ, рецензирование, прогнозирование результатов учебной деятельности.
• Не всегда занятие заканчивается рефлексией (оценка учащихся полезности занятия, своего психологического состояния).
• Педагоги достигают запланированных целей, не всегда используя дифференциацию обучения, т.е. не всегда правильно распределяют задания, определяют степень участия каждого ученика и самое главное - получают качественное освоение материала.
2. Информационно- пропагандистская деятельность:
Обновлены банки данных, включающие информацию о нормативно-правовых документах по образованию, педагогических кадрах, образовательных программах дополнительного образования детей, досуговых программ, реализуемых в ДДТ.
В начале учебного года проводили ежегодную рекламную компанию по привлечению ребят в детские объединения. Развешивали объявления. Созданы буклеты о деятельности Дома детского творчества в целом и по объединениям в частности («Зелёные береты», «Затейники», «Знатоки», «Золушка» и др.)
Создана видеотека презентаций творческих объединений, педагогов ДЦТ, массовых мероприятий, проводимых ДЦТ.
Осуществлялся подбор методических материалов по запросам педагогов.
Велось активное сотрудничество со СМИ в посёлке: «Любимая газета» и «Трудовая честь».
Изучались информационные ресурсы интернета с целью их практического использования в образовательном процессе.
3. Методическое обеспечение образовательного процесса:
В течение года педагоги продолжали работу над единой методической темой «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества и эффективности образовательного процесса», что позволило повысить их уровень теоретической подготовки.
Проводились тематические, оперативные консультации педагогов. Администрация и педагоги принимали участие в районных и областных семинарах(«Место и роль ученического самоуправления в системе деятельности ОО.» -О.В. Пронина, «Развитие туристско-краеведческой деятельности в ОУ Пензенской области» С.Н. Никитина, «Эффективные модели взаимодействия в сфере дополнительного образования детей» - Н.Г.Горячева и т.п.), конференциях, в т.ч. и дистанционных; педагогами изучался опыт коллег через взаимопосешение открытых учебных занятий («Театр особый волшебный мир» -Л.А.Пчелякова, «Знакомство с техникой ханди» - С.А. Мачкавская, «Экспозиционная работа» - С.Н.Никитина и другие), воспитательных мероприятий.
Два педагога прошли курсы повышения квалификации в ИРО по теме «Теория и методика воспитания. Обновление содержания и воспитания дополнительного образования в условиях введения ФГОС».
4.Организационно-педагогическая деятельность.
Осуществлялась адресная помощь педагогам в моделировании, разработке,корректировке и апробировании образовательных и досуговых программ, учебно- методической документации. Педагогами С.А Мачкавской, А.А. Петнер были проведены мастер- классы для любительского объединения при РДК «Для души».
Выводы:
В целях совершенствования образовательного процесса в качестве приоритетных направлений деятельности на следующий учебный год хочется выделить следующее:
1. Продолжить работу по сопровождению методической деятельности педагогов дополнительного образования;
2. Продолжить работы по повышению квалификации и творческого мастерства педагогов Дома детского творчества;
3. Продолжить работу по выявлению и распространению перспективного опыта работы педагогов Дома детского творчества;
4. Продолжить работу по организации методических объединений по направленностям деятельности Дома детского творчества;
5. Продолжить сбор, систематизацию и распространение методических знаний;
6. Вести работу по внедрению в практику новых педагогических и информационных технологий.
7. Проанализировать компетенцию педагогов в области информационно- компьютерных технологий;